• Чт. Май 16th, 2024

ХОРОШО ТАМ, ГДЕ… А ГДЕ?

     Все тридцать лет с тех пор, как развалился Советский Союз, не смолкают споры между бывшими советскими жителями о том, “кому на Руси жить хорошо”… было. Большинство с тоской вспоминают прежние твердые цены на промышленные и продуктовые товары, на стабильный заработок, бесплатные квартиры, медицинское обслуживание и т.д. Остальные буквально клеймят свое социалистическое прошлое за голод, холод и нищету. И те, и другие всегда подкрепляют свои доводы “изобличающей” фотографией из интернета.

     Так, кто же прав?

     Как ни странно, правы отчасти и те, и другие. Переубедить обе стороны невозможно, да и не нужно. Совершенно бессмысленно отрицать благополучие человека, прожившего жизнь в крупном промышленном городе, особенно столичном. Точно также будет прав и тот, кто с пеной у рта клянёт свою прошлую совковую жизнь в маленьком провинциальном городке, мотивируя это маленькой зарплатой (зряплатой), пустыми магазинными полками и отсутствием жилья.

     Не смотря на узаконенное равноправие советских людей, их равные права на распределение различных социальных благ были понятием относительным. Всем известно, насколько разительно отличалось снабжение крупных и мелких городов. Не буду говорить за все города. Я возьму только два белорусских – Минск и Сморгонь Гродненской области. В первом я родился, жил и живу. Во второй город я имел счастье ездить довольно часто сначала к другу, потом на родину супруги, начиная с 1980-го года.

     Сколько себя помню, наша семья никогда не испытывала недостатка в продуктах. Заполнением нашего холодильника всегда занимался отец. Не помню, чтобы он жаловался когда-нибудь на отсутствие той же колбасы. Докторская или Любительская были дома почти постоянно, не говоря уже о мясе или других продуктах. Колбаса, как варёная, так и сухая была в большом выборе. Тут надо бы немного прояснить, что такое “большой выбор”. Если раньше на витрине была сухая колбаса, допустим, пяти сортов, то это значит, что у каждой колбасы был свой, соответствующий сорту, вкус и состав. Сейчас десятки сортов заполняют прилавки, но большинство из них ничем не отличаются друг от друга, кроме названия и цены. В этом, собственно, и заключается наше нынешнее “изобилие”. Да и качество, особенно, варёных колбас, извините, оставляет желать… нет, не лучшего. Качество современной “колбасы” навевает непреодолимое желание подвесить всех директоров мясокомбинатов за одно место.

     Продолжу о своей семье. Мы никогда не гнались за “престижем” в виде икры, не страдали из-за отсутствия заморских продуктов. Да, бананы у нас на магазинных полках не гнили и зеленый горошек для “оливье” свободно нельзя было купить, но на праздники никто из жителей не оставался без того же “оливье”. В нужный момент город заполнялся апельсинами, мандаринами и прочими праздничными продуктами. Кстати, не знаю, как вы, уважаемые советские старожилы, но я давно утратил интерес к праздничным столам именно из-за обыденности бывших праздничных блюд. Надеюсь, меня поймут родственные души.

     Не стану говорить о промышленных товарах. Ни к чему. Во многих семьях, еще работают старые советские соковыжималки, кофемолки и другие виды “неконкурентноспособной” советской промышленности.

     Одежда и мода – наверное, единственная проблема советских людей, но вполне была решаема при наличии пошивочных ателье, а также умеющих шить женщин.

     Теперь очень коротко о Сморгони. Невезучий городок, по воле судьбы так и не ставший одним из крупных промышленных центров республики. В первый раз я посетил местные магазины осенью 1980-го года. Мы приехали к одному из друзей в гости. Точнее, он пригласил нас посмотреть, как он устроился в общаге по распределению после окончания БПИ (Белорусский Политехнический институт), а заодно отметить новоселье. Да, самый большой Гастроном там поразил меня скудостью в выборе продуктов, да и то, что там продавалось, отвращало своим видом. Это касалось всего ассортимента, кроме консервов. Конечно, без еды мы не остались (на безрыбье и рак – рыба), а после похода в Гастроном зашли по дороге в местный пивбар. Бар нам понравился. Не хуже многих минских. Оформлен в национальном стиле, чистый, красивый. Не забегаловка на окраине Минска. Пиво было очень хорошее Лидское. И вот, всё было бы хорошо, но мы решили взять по беляшу после пива. Вроде, красивый с виду, внутри он оказался кошмаром. Можете не верить, но вместо мясной начинки там были кусочки кабаньей шкуры, причем, со щетиной. Это даже не сало. До сих пор у меня перед глазами этот “шедевр” кулинарного искусства. Достаточно?

     Взгляд на прошлую счастливую жизнь в достатке и благости. Взгляд на ненавистное прошлое в нищете. Разные города – разные взгляды. Я сравнил самое распространенное и болезненное. Кто-то страдал тогда, кто-то страдает сейчас. Конечно, причин ругать или любить СССР было гораздо больше. У каждого своя боль…

 В Сморгони. 1980г.

30.01.2020г.

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest